|
|
|
Воспоминания
о самом себе
Мои
предки были священниками, церковными старостами, крестьянами,
графами Левашовыми - и только в крови одного таилась
страсть к рисованию. Прапрадед был богомазом, в середине
19 века он расписал церковь в Осташкове, она не простояла
долго - во время войны ее разрушили немцы. Но каким-то
чудом сохранилась икона - Николай Чудотворец, сделанная
в его мастерской - и она висит передо мной.
Первые три года своей жизни я провел на территории больницы
Скворцово-Степанова. Бабушка работала медсестрой на
одном из отделений и она часто брала меня маленького
туда с собой.На стенах висели большие аквариумы с зеленоватой
водой, в которой беззвучно скользили полосатые скалярии,
а по коридорам беззвучно слонялись больные. Мама, отец,
бабушка и я умещались в двух комнатках в двухэтажном
деревянном доме. Мое воспоминанье уносит в то прошлое
и я слышу скрипенье огромных деревьев, крики ворон,
я помню сумасшедших в больничных серых халатах, которых
выводили гулять в специально отведенную площадку. Все
было пропитано аурой нереального мира - мира видений,
бреда, страстных желаний, необычных событий. Возможно
поэтому то, что со мной случалось в последующем становилось
своеобразным продолжением этого странного бытия, столь
похожим на сон.
Когда мне было пять лет, я впервые встретил художника.
Это было лето. Евпаторий. Зеленые волны Черного моря
падали на берег. Асфальтовая дорожка , по которой ползали
блестящие улитки, привела меня к шаткой фанерной коморке.
Я заглянул в открытую дверь. На стульчике сидел бородатый
мужчина и водил кистью по холсту. Я был потрясен его
умением рисовать, изображать предметы, лица, меня привлекал
запах красок и сам художник представлялся волшебником.
Хотя на самом деле это был обычный оформитель, который
подрабатывал, раскрашивая афиши для местного кинотеатра.
Но я не знал этого - я видел в нем мага и кудесника.
Он умел рисовать - и это было главное.
Мама
и отец не умели рисовать, и , наверное чувствуя мою
еще неосознанную потребность в изобразительном искусстве,
они водили меня в Эрмитаж и Русский музей. Мое детское
воображение поразили картины Айвазовского, и особенно
завораживала мощь нарисованной зеленой волны, которая
готова была упасть на зрителя и увлечь его в свои глубины.
Чем-то картины напоминали огромные аквариумы. Не хватало
только полосатых скалярий, которых я видел у бабушки
на отделении. Вскоре я завел свой собственный аквариум
и часами просиживал перед ним, созерцая плавные движения
водных обитателей. Чем-то этот подводный мир завораживал
и тянул к себе..
Наступил
июнь 1974 года, года тигра. Я пришел из школы, аквариума
не было. 100-литровый сосуд со всеми обитателями упал
на пол. Изумрудный мир разбился. Я не знал тогда, что
это был знак потрясения. Через несколько дней я поехал
купаться на залив с другом в небольшое место под названием
"Солнечное" туда, где до сих пор стоит на
берегу детский городок с небольшим водоемом, крепостью
и фигурами острова Пасхи. Кто и зачем захотел их поставить
в этом месте остается непонятным. Стояла жаркая погода,
светило солнце и хотелось побыстрее окунуться в воду.
И я нырнул.
Помню зеленовато-желтый мутный свет, который проникал
сквозь поверхность воды. Я лежал под этой водой и не
мог пошевелиться. Пробивались лучи солнца - мне казалось,
что слышал смех на берегу и играла музыка. Но это было
там за гранью. Я как бы смотрел на мир с той стороны.
Мне хотелось дышать, а я не мог встать. И никто не мог
мне помочь. Я понял, что это конец. Я увидел лица мамы,
папы, бабушки - мне стало жалко их, когда я представил
, что они узнали, что меня больше нет. Но удивительно
- ужаса и страха не было. Кружилось вокруг чувство грусти.
Так я умер.
А потом я родился, но то была другая жизнь. Я очнулся
от пронзительного крика какой-то девица: "Утопленник!
Утопленник!" Мой друг все-таки вытащил меня на
остров, на котором стояли сумрачные скульптуры идолов
далекого Рапа-Нуи и меня прислонили к ним. И образы
этих статуй до сих пор стоят у меня перед глазами… Я
погрузился в темную фантасмагорию.
У
меня был сломан позвоночник. Полный паралич. Как картинки
из бреда я видел больничные кровати, врачи, медсестры,
заплаканное лицо мамы, почерневшее лицо отца. Все это
напоминало сон, из которого я почему-то никак не мог
проснуться. И единственной реальностью был потолок палаты
с подтеками, трещинами - это все что мог видеть. Я часами
рассматривал и находил на нем сказочные пейзажи, города,
где бродили фигурки людей и необычных животных. В одном
месте темный узор потолка походил на тигра, который
собирался прыгнуть, а в другом – плыл хрустальный корабль.
Хотелось ступить на мостки, подняться по лестницам и
куда-то плыть подальше от этого дурного сна. Моим родителям
врачи сказали, что у меня нет никаких шансов выбраться
из этого положения… Но некто, кто держит наши судьбы
в своих руках, взглянул в мою сторону. В ногах и руках
через несколько месяцев стали пробуждаться движения.
Я даже начал пытаться рисовать, привязанным к руке карандашом,
а я хотел нарисовать тигра, того, который сидел на потолке.
Но получались лишь каракули.
Потом
спустя много лет поехал в Западый Берлин с выставкой
своих картин я увидел другого тигра. Меня пригласили
в цирк, все было мило и интересно, и вдруг, не могу
точно сказать что произошло, но я оказался вплотную
к самому что ни есть настоящему тигру и он держал в
своей пасти мою руку. Я чувствовал как пальцы касаются
горячего нёба, жесткого языка, я чувствовал его клыки,
жаркое дыхание. На меня смотрели его безжалостные, холодные
глаза, а во мне опять не было страха. А эти черные глаза
словно говорили: ты помни, что я рядом, я здесь и клыки
мои наготове и ты должен быть достоин моих даров и я
отпускаю тебя. И он отпустил меня.
|
|
Творение
картины - это загадка. Энергии , которые выходят на
поверхность листа - таинственны. Сам художник далеко
не всегда может сказать точно, откуда берутся его образы.
Бывает так, что месяцами сижу перед чистым листом и
не могу выдавить из себя ни капли фантазии, а то, что
возникает, скучно и банально. Зато , когда пробуждается
огонь внутри тела и растекается по рукам, пальцам и
застывает в линиях и пятнах на холсте, бумаге, я испытываю
настоящую свободу.
Нет преграды, которая могла бы меня остановить, ничто
не может отвлечь, даже если вокруг будут рушиться стены.
Когда идет работа такой интенсивности, то в какой-то
момент я перестаю сознавать свое авторство. Кажется,
что истинный творец вне меня и через мою руку он посылает
импульсы, энергию, а я лишь посредник. И то, что возникает
для меня столь же удивительно, как и для другого человека.
Когда беру в руки белый лист бумаги или чистый холст,
испытываю наслаждение, которое может испытывать только
художник. Это наслаждение, в котором и есть чувства
власти над этим куском пространства: ";я могу сделать
здесь все, что я ни пожелаю"; чувство свободы,
такой свободы, которой в обыденной жизни нет. Есть и
родительские чувства: вот сейчас будет рождаться нечто,
что имеет мои гены и ауру, но имеющее свою способность
к самосвечению. Да и что греха таить есть и чувства
гордыни, которые могут возносить художника в его мыслях
и на уровень творца бытия. Художник - царь и Бог. И
это не только метафора. Он действительно творит нечто,
что раньше не существовало, творит новый мир, новое
царство, в котором проистекает своя собственная жизнь.
Белый лист в руках писателя, поэта - это то, на чем
можно писать, лист не меняет своей качественной структуры.
Художник преображает эту поверхность. Создается странное
отражение, возникает иллюзия глубины, движения. Художник
прорывает поверхность и как бы творит за материальной
гранью. Словно окунает руки в сверкающие воды метафизического
мира.
Приступая к своей работе художник до конца не осознает
идею картины. Как листва скрывает ветви и ствол дерева,
так и облако чувств облекает со всех сторон конструкцию
замысла. Исчезают вопросы для чего он все это делает,
для кого и зачем. Есть сильнейшее чувство, страстное
желание, но и в тоже время концентрация и воля. Главное,
что подспудно заботит - это достижение адекватности
между своим "Я, которое внутри" и "Я,
которое наружи - на плоскости". И еще художник
должен быть бесстрашным в момент творчества - чувство
свободы и смелости позволяет на какие-то мгновения удержать
в руках птицу фантазии. Картина аккумулирует в себе
ту энергию, которую переживает, испытывает художник
в момент творчества. А далее картина начинает жить своей
жизнью. И это мистический феномен. Картина воздействуют
на окружающий мир. Я был свидетелем мелких безобразий,
которые совершали мои работы. Иногда они просто выводили
из строя компьютерную технику, когда их пытались сканировать.
На персональных выставках лопались водопроводные трубы
и некоторые мои творение плавали в кипятке. Случались
небольшие пожары, но, слава богу, воздействию подвергались
только материальные предметы.
Белый
лист перед художником - это уникальность. Уничтожь картину
и никакие копии, репродукции не смогут ее заменить.
В этом есть что-то от уникальности каждой капли сознания.
Картина - это нечто похожее на жизнь, но оно не является
привычной жизнью. Как и всякое живое состоит из противоречий,
из соединения светлого и темного, радостного и мрачного.
Картина - не рассказывает о жизни, но показывает ее.
И в тоже время показывает не как зеркало. Картина дает
возможность художнику передать другим людям состояния
чувств и мыслей, передать что-то такое, что на простом
языке выразить невозможно. В чем же проявляется жизнь
картины? Прежде всего в непознаваемости до конца, когда
при долгом соприкосновении с человеческой душой остается
область тайны. В картине происходит переплетение абстрактного,
фантастического с реальными чувствами, мыслями, реальными
предметами и событиями. Мир картины длится на неуловимой
грани бытия и небытия... |
|
|
|
|
|
|
|